Мезоцикл — SportWiki энциклопедия

Информация

Исторические корни и современное состояние[править | править код]

Как следует планировать эффективный тренировочный процесс спортсменов? Это вопрос, который уже давно занимает мысли видных учёных, аналитиков и практиков. В истории древней медицины и философии есть факты, касающиеся формирования и развития теории тренировки. Действительно, процесс её становления насчитывает более 2000 лет и берёт своё начало от известных древних философов и врачей.

Другой пример выдающейся творческой мысли связан с известным древнегреческим ученым Филостратом (Афинским), который жил во II в. н.э. Филострат дал, наверное, первое представление о периодизации тренировочного процесса. В его достопамятном эссе «О гимнастике» есть описание предолимпийской подготовки, которая, по мнению автора, должна содержать такой обязательный компонент программы, как десятимесячный период целенаправленной тренировки (Drees, 1968).

За этим базовым этапом следовал один месяц централизованной подготовки к Олимпийским играм, которые проходили в городе Элис. Видимо, современная практика предолимпийских тренировочных сборов восходит к тому времени (т.е. около 2000 лет назад). Ещё одно предложение Филострата касается составления непродолжительного четырёхдневного тренировочного цикла (последовательности малых, средних и больших нагрузок), который позже был назван микроциклом.

Обзор исследований. В истории древней медицины и философии можно найти запоминающиеся вехи становления теории спортивной тренировки. Эти фрагменты человеческого творчества связаны с именами великих древних мыслителей, таких как Гален и Филострат. Знаменитый римский врач и философ Гален (Клавдий Элий Гален — II в. н.э.

) в своем трактате «Сохранение здоровья» предложил оригинальную классификацию упражнений, которая может считаться предшественницей современной периодизации силовой тренировки (Gardiner, 1930). Последовательность его упражнений от «упражнений с проявлением силы, но без скорости» к развитию «скорости отдельно от силы» и, наконец, к интенсивным упражнениям, сочетающим силу и скорость (Robinson, 1955), поражает нас своей логикой и креативностью, хотя в свете современных знаний к ней могут быть вопросы.

Другой пример годичной периодизации можно найти в эссе «О гимнастике» выдающегося древнегреческого учёного Филострата Афинского, который жил во II в. н.э. (Drees, 1968). Его описание предолимпийской подготовки содержит обязательный десятимесячный период целенаправленной подготовки с последующим месяцем централизованной тренировки (в городе Элис) перед началом Олимпийских игр.

Эта заключительная часть годичного цикла напоминает предолимпийские тренировочные сборы, практикуемые сегодня любой национальной командой. Руководящие принципы, установленные Филостратом и касающиеся последовательности небольших, средних и больших тренировочных нагрузок в пределах четырёхдневного тренировочного цикла, могут служить блестящей иллюстрацией древнего подхода к краткосрочному планированию.

Современная олимпийская эра стимулировала активность, связанную с атлетической подготовкой. Возможно, одна из первых монографий, посвящённых спортивной тренировке высокого уровня, была опубликована Борисом Котовым. Его книга «Олимпийский спорт» (1916) представила оригинальную концепцию периодизации тренировки, предлагавшую три этапа целенаправленной спортивной подготовки к предстоящим соревнованиям: общеподготовительный, более специализированный и специфический.

Дальнейшее развитие теоретических основ спортивной подготовки было осуществлено одним из основателей современной спортивной медицины В.В. Гориневским (1922). Его объёмная публикация содержала обоснование целенаправленной спортивной специализации и объяснение роли разносторонней атлетической подготовки как основного условия эффективной подготовки в конкретном виде спорта.

Другой видный аналитик тренировочного процесса Г.К. Бирзин (1925) дал одно из первых описаний биологической природы спортивной подготовки, подчеркнув взаимодействие между утомлением и восстановлением после выполнения упражнений. Автор изложил возможные варианты рациональной последовательности физических нагрузок и восстановления после их выполнения.

Теоретические основы периодизации спортивной тренировки получили дальнейшее развитие в важных публикациях Lauri Pihkala (1930), который постулировал ряд принципов, таких как разделение годичного цикла на подготовительную, весеннюю и летнюю фазы и активный отдых в конце сезона. Он также представил принципы чередования экстенсивных и интенсивных нагрузок, концентрируясь на правильном соотношении «нагрузка — отдых», и основы долгосрочной атлетической подготовки.

Ноу-хау 1930-х годов были творчески адаптированы и интерпретированы в нескольких книгах, изданных в СССР. Это были серьёзные учебники для спортивных вузов по лыжному спорту (Бергман, 1938), плаванию (Шувалов, 1940), лёгкой атлетике (Васильев, Озолин, 1952), в которых содержались соответствующие главы по планированию подготовки.

Несмотря на то что теория спортивной тренировки имела уже достаточно долгую историю, настоящей вехой в её создании стала монография Льва Павловича Матвеева (1964), в которой он обобщил имеющуюся информацию о подготовке спортсменов и предложил общий подход к планированию. Это, в конечном итоге, и стало известно как «классический» подход.

В то время, когда теория спортивной тренировки страдала от недостаточности объективных знаний и научно обоснованных принципов подготовки, книга Л.П. Матвеева стала настоящим прорывом в тренерской науке. Таким образом, модель периодизации с логичной структуризацией подготовки спортсмена и чёткой иерархией тренировочных циклов и блоков стала универсальным инструментом для планирования и анализа процесса подготовки во всех видах спорта для спортсменов разного уровня квалификации.

Завершающий этап подготовки (ЗЭП) к главным соревнованиям[править | править код]

Согласно традиционной и блоковой периодизации периоды подразделяются на тренировочные этапы. Их длительность зависит от длительности каждого мезоцикла и изменяется от 4 до 10 недель. Тренировочный этап при подходе блоковой периодизации воссоздаёт полный годичный цикл в миниатюре. Это позволяет последовательно развивать базовые способности (как в подготовительном периоде), специфические способности (как в соревновательном периоде) и интегральную готовность к специфическим по виду спорта соревновательным выступлениям.

Наиболее благоприятное наложение остаточных тренировочных эффектов позволяет получить оптимальную комбинацию базовых, специальных и специфических по виду спорта способностей, необходимых в соревновательных условиях. Однако если планирование тренировочного процесса будет базироваться исключительно на длительности действия остаточных тренировочных эффектов, в результате получится чрезвычайно жёсткая и негибкая конструкция. Существуют также другие факторы, влияющие на остаточные тренировочные эффекты, и дополнительные методы для их продления.

Известно, что не на каждом соревновании планируется выступление пикового уровня. Некоторые из них предназначены для включения в программу подготовки необычно высоких нагрузок, разрушения тренировочной рутины и добавления эмоционального разнообразия. Таким образом, соревнование можно с полным основанием включать в содержание накопительного и преобразующего мезоциклов.

Однако их влияние не совсем ясно. Очень интенсивные соревновательные усилия вызывают глубокий физический и эмоциональный стресс. Секреция гормонов стресса типа катехоламинов и кортизола изменяет метаболическую реакцию спортсменов и усиливает катаболический процесс (Viru и Viru, 2001). В результате мышечная масса и максимальная сила могут уменьшиться.

Более того, очень интенсивные анаэробные гликолитические усилия, типичные для соревновательных выступлений, подавляют активность аэробных ферментов и окислительный процесс в митохондриях (Волков, 1986). В течение некоторого времени это ухудшение аэробной подготовленности отмечалось выдающимися тренерами скорее интуитивно.

Пример. Подготовка многократного олимпийского чемпиона и чемпиона мира по плаванию Александра Попова контролировалась с использованием ступенчато возрастающего плавательного теста. Скорость анаэробного порога определялась по уровню лактата крови 4 мМоль/л и скорости, соответствующей 8 мМоль/л, как нижнему пределу высокоинтенсивных гликолитических тренировочных нагрузок.

Эти показатели оценивались в начале мезоцикла С высококонцентрированными аэробными нагрузками, десять дней спустя и через несколько дней после окончания соревнования, в котором Александр стартовал несколько раз (Рис. 1). На начальном этапе этого исследования был отмечен существенный прирост и скорости анаэробного порога и скорости, соответствующей 8 мМоль/л.

Рис. 1. Изменения анаэробного порогам скорости, соответствующей уровню лактата 8 мМоль/л, вызванные аэробным мезоциклом и участием в соревновании олимпийского чемпиона Александра Попова (по данным Рупе и Touretski, 1993; опубликовано Issurin и Lustig, 2004)

Стоит отметить следующие важные положения:

  1. включение соревнований среднего и низкого уровня в определённый тренировочный этап — важный и значимый компонент общей подготовки;
  2. соревновательные выступления вызывают у спортсменов необычные и глубокие реакции, которые расширяют адаптационные возможности рутинного тренировочного процесса;
  3. очень интенсивные соревновательные усилия вызывают секрецию гормонов стресса, которые изменяют метаболические и гормональные реакции и сокращают длительность остаточных тренировочных эффектов предыдущего мезоцикла. Это должно быть принято во внимание при планировании последующей тренировочной программы.

Поскольку тренировочный этап — это последовательность трёх мезоцикловых блоков, решающим фактором, который ограничивает длительность конкретного этапа, является продолжительность остаточных тренировочных эффектов после первого накопительного мезоцикла, длящегося около 30 дней. Этот временной отрезок предопределяет общую продолжительность второго и третьего мезоциклов, которая должна быть не больше, чем время действия остаточных эффектов аэробных и силовых нагрузок, то есть одного месяца.

Однако во многих видах спорта преобразующий мезоцикл направлен на совершенствование анаэробных гликолитических способностей и занимает три-четыре недели. Кроме того, продолжительность реализующего мезоцикла (сужения) может равняться приблизительно двум неделям. Длительность обоих этих мезоциклов (около пяти недель) превышает время действия аэробных и силовых остаточных явлений, и это может являться причиной того, что спортсмены подойдут к главному соревнованию со сниженным уровнем базовых способностей.

Очевидно, что должны быть приняты некоторые специальные меры для продления остаточных явлений аэробной и силовой программы. Это продление может быть достигнуто применением дополнительных тренировочных занятий, поддерживающих аэробную выносливость и/или мышечную силу. Однако такие дополнения не приносят успеха.

Тренировки в рамках очень интенсивного преобразующего мезоцикла существенно подавляют развитие срочного тренировочного эффекта аэробных нагрузок, а анаболические силовые упражнения требуют достаточного восстановления организма спортсменов, что не может быть обеспечено. Очевидно, что в мезоцикл нужно добавить не несколько тренировочных занятий, а специальный компактный мини-блок (короткий микроцикл) с целью продления остаточных тренировочных явлений. Такой принципиальный подход показан на Рис. 2.

Рис. 2. Продление остаточных тренировочных явлений посредством включения соответствующего мини-блока (Issurin и Lustig, 2004)

Пример. Вообразите ситуацию, в которой два важных соревнования разделены пятинедельным интервалом (эта ситуация очень типична для гребли на байдарках и каноэ, где чемпионаты Европы и мира отделены друг от друга пятью-шестью неделями). В этом случае (при наличии неизменяемых сроков) можно планировать 10-14 дней на накопительный, 10-14 дней на преобразующий и 8-10 дней на реализующий мезоцикл.

Здесь не нужно включать мини-блоки, потому что остаточные тренировочные явления после накопительного мезо-цикла длятся дольше соревнования. Другая ситуация возникает, когда приходится планировать тренировочный этап длительностью 7-9 недель (эта ситуация очень типична для предолимпийской подготовки в некоторых видах спорта, где международный календарь не предлагает никаких соревнований перед главными в сезоне). В этом случае разумно планировать более длительные мезоциклы, и будет необходимо включать мини-блоки.

Период, который непосредственно предшествует главному соревнованию сезона, называется заключительным, этапом подготовки (ЗЭП). Он традиционно находится в центре внимания и тренеров, и спортсменов. Цель и задачи ЗЭП состоят в том, чтобы достигнуть пика подготовки, то есть наилучших спортивных результатов в конкретном виде спорта.

Традиционно достижение пика было связано с применением техники сужения (Fleck и Kraemer, 1996; Bompa, 1999), и в результате период предсоревновательной подготовки занимал от 8 до 30 дней (Kubukeli et al., 2002; Mujika et al., 2004). С точки зрения концепции блоковой периодизации этот подход неправилен, потому что успех или неудача на главных соревнованиях определяются изменениями, происходящими не только в предсоревновательном мезоцикле (реализационном в терминах блоковой периодизации), но и во всей подготовке, предшествовавшей заключительному этапу. Этот раздел посвящён факторам, влияющим на эффективность ЗЭП, а также его надлежащему содержанию.

Оценка ЗЭП с позиции его успешности или неуспешности представляет большой интерес для тренеров, спортсменов, аналитиков и СМИ. Общий подход к такой оценке может быть и всесторонним, и упрощённым. Необходимо сравнить спортивные результаты до ЗЭП и во время главного соревнования. Величина и знак изменений характеризуют полученный эффект.

На самом деле этот подход имеет много ограничений. Во-первых, анализируемый вид спорта должен иметь объективно измеряемый результат. Во-вторых, условия выполнения соревновательного упражнения должны быть идентичны и, в-третьих, анализируемая выборка должна быть репрезентативной в плане количества спортсменов и уровня их мастерства.

Пример. Данные о подготовке 301 пловца (это были участники Олимпийских игр, представлявшие 24 страны и соревновавшиеся в 424 дисциплинах) использовались для анализа пиковых изменений, произошедших за время ЗЭП. Объективным индикатором этих изменений стала разница между результатами пловцов, полученных в национальных чемпионатах или других соревнованиях подобного уровня и на Олимпийских стартах.

Приросты результатов, выраженные в процентах, были статистически обработаны по отношению к способу плавания, плавательной дистанции, квалификации пловца, его полу, возрасту и продолжительности ЗЭП перед началом Олимпийских игр. Анализ показал, что среднее время проплывания увеличилось на 0,58% (о=1,13%) со снижением результата у 68,2% спортсменов.

Только две категории олимпийцев — медалисты и занявшие 4-8-е места улучшили свои результаты, показанные до ЗЭП, в среднем на 0,35% и 0,12% соответственно. Не было отмечено какого-либо существенного влияния пола, возраста, плавательной дистанции и способа плавания. Ни один вариант продолжительности ЗЭП не показал статистически достоверных преимуществ, хотя прослеживалась следующая тенденция: ЗЭП длительностью 34-90 дней был более благоприятным, чем более долгие или более короткие предсоревновательные этапы (Issurin et al., 2008).

Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки[править | править код]

Краеугольные камни теории спортивной тренировки — иерархия тренировочных циклов и основы периодизации подготовки. Данная иерархическая система тренировочных циклов, которые периодически повторяются, является центральным звеном теории тренировки (табл. 1). Верхний уровень этой иерархической лестницы занимает четырёхлетний олимпийский цикл, сопоставимый с другими великими событиями в мире спорта.

Кроме того, обособленно стоит третий (короткий) период, который предназначен для активного восстановления и реабилитации. Следующие два уровня представленной иерархии занимают мезоциклы (средние тренировочные циклы) и микроциклы (короткие тренировочные циклы). Нижняя ступень этой иерархической лестницы принадлежит тренировкам и упражнениям, которые являются строительными элементами всей системы тренировки.

Таблица 1. Иерархия и продолжительность тренировочных периодов и циклов

Период тренировки

Длительность

Способ планирования

Четырёхлетний (олимпийский) цикл

Четыре года — период между Олимпийскими играми

Долгосрочный

Макроцикл

(возможно, годичный)

Один год или несколько месяцев

Мезоцикл

Несколько недель

Среднесрочный

Микроцикл

Одна неделя или несколько дней

Краткосрочный

Тренировка

Несколько часов (обычно не больше трёх)

Тренировочное упражнение

Минуты (обычно)

Периоды тренировочного процесса обеспечивают достаточную свободу в его планировании. Внешние факторы, такие как календарь соревнований и сезонные изменения, диктуют наличие пиковых фаз и возможные ограничения. В результате тренер может выбрать последовательность, содержание и продолжительность тренировочных циклов и определить специфику средств и методов для каждого из них.

Практически наиболее важным компонентом представленной иерархической схемы является структурирование годичного цикла. Этот компонент, как правило, и считается представляющим собственно периодизацию тренировочного процесса. Традиционный подход указывает на общие характеристики соответствующих периодов и подразделяет их на несколько этапов. Содержание тренировочного процесса каждого этапа чётко определяется объёмом и интенсивностью нагрузки (табл. 2).

Таблица 2. Общая характеристика периодизации тренировочного процесса в традиционном подходе (по Матвееву, 1977)

Период

Этап

Цели

Тренировочная нагрузка

Подготовительный

Общеподготовительный

Увеличение уровня развития общих двигательных способностей. Расширение набора различных двигательных навыков

Относительно большой объём и сниженная интенсивность основных упражнений; большое разнообразие тренировочных средств

Специально

подготовительный

Увеличение уровня специальной подготовленности; совершенствование более специализированных двигательных и технических возможностей

Объём тренировочной нагрузки достигает максимума; интенсивность увеличивается выборочно

Соревновательный

Соревновательной

подготовки

Совершенствование специальной подготовленности по виду спорта, технико-тактических навыков; формирование индивидуальных схем успешного выполнения соревновательного упражнения

Стабилизация и сокращение объёма тренировочной нагрузки одновременно с увеличением интенсивности специальных упражнений по виду спорта

Непосредственной

предсоревновательной

подготовки

Достижение наилучшей специальной подготовленности по виду спорта и готовности к главному соревнованию

Небольшие объёмы, высокая интенсивность; наиболее точная имитация предстоящего соревнования

Переходный

Переходный

Восстановление

Активный отдых

Первоначально традиционный подход предполагал один макроцикл в год, что, в основном, было связано с практикой сезонных видов спорта, таких как футбол, гребля, велоспорт, лыжный спорт и т.д. На рисунке 3 представлен пример типичного одноциклового планирования.

Рис. 3. Традиционное представление годичного тренировочного цикла с одним макроциклом (годичная периодизация с одним пиком)

Как уже было сказано, годичный цикл с одним пиком особенно подходил для сезонных видов спорта, но не отвечал требованиям тех видов, в которых спортсмены соревновались в любое время года и в каждом из них (подобно фехтованию, плаванию, некоторым парным и командным видам). Более поздние модификации допускали применение двух и трёх макроциклов в пределах одного годичного цикла.

Каждый макроцикл подразделялся на подготовительный и соревновательный периоды, которые характеризовались определёнными комбинациями тренировочных целей и нагрузок. Переходный период (небольшой длительности) включался, по большей части, в конце сезона. Такой подход к планированию назывался двух- и трёхпиковой годичной периодизацией (Рис. 4).

Рис. 4. Представление годичного цикла с двумя и тремя макроциклами (двух- и трёхпиковая годичная периодизация)

Мезоциклы (тренировочные циклы средней длительности) интерпретировались по-разному. Большинство восточноевропейских авторов предлагали от семи до одиннадцати типов мезоциклов и систематизировали их в соответствии с рядом условий. Одна такая классификация представлена ниже (табл. 3).

Представленная выше классификация является наиболее лаконичной по сравнению с другими. Несмотря на то что различные варианты классификаций мезоциклов выглядят весьма информативными, их практическая реализация ограничена чрезмерной детализацией и искусственным характером дифференциации.

В микроциклах как самых краткосрочных тренировочных циклах меньше противоречий. Несмотря на отсутствие единодушия среди авторов в отношении названий различных микроциклов, следующая сводная таблица может помочь прояснить ситуацию (табл. 4).

Таблица 3. Типы мезоциклов в соответствии с традиционным подходом к периодизации тренировочного процесса (по Zheliazkov, 1986)

Название

Описание

Втягивающий

Предполагает плавное увеличение нагрузки и настройку на выполнение более напряжённой программы

Базовый

Предполагает выполнение самых больших нагрузок и длится 4-6 недель

Стабилизационный

Следует за базовым для стабилизации достигнутого уровня подготовленности

Предсоревновательный

Содержит непосредственную подготовку к предстоящему соревнованию

Соревновательный

Включает в себя участие в соревновании

Промежуточный

Планируется в случае длительного соревновательного периода для предотвращения чрезмерного утомления и подготовки к дальнейшему участию в соревновании

Восстановительный

Характеризуется уменьшенными нагрузками, направленными на активное восстановление

Таблица 4. Типы микроциклов (по данным различных публикаций)

Название

Общие характеристики

Настроечный. втягивающий, инициализирующий

Средний уровень нагрузки, постепенное увеличение тренировочной нагрузки

Нагрузочный. развивающий, обычный

Увеличенный уровень нагрузки, использование больших и существенных тренировочных нагрузок

Ударный. шоковый, предельных нагрузок

Использование и наложение предельных тренировочных нагрузок

Поедсоревновательный, настроечный, пиковый

Средние тренировочные нагрузки, использование специфических по виду спорта средств и методов

Соревновательный

Специфические по виду спорта и спортивной дисциплине соревновательные упражнения

Восстановительный.

регенерирующий

Низкий уровень тренировочных нагрузок, использование широкого спектра восстанавливающих средств

* Подчёркнутое название соответствует варианту, предпочитаемому автором.

Традиционная теория спортивной тренировки была сформулирована в то время, когда знания этой темы были ограничены и существовало немного научно обоснованных руководящих принципов спортивной тренировки. Традиционная периодизация спортивной подготовки, впитавшая актуальные для того времени ноу-хау 1960-х годов, была настоящим прорывом в тренировочном процессе и науке о спорте.

Многие из принятых тогда её элементов остаются в силе и по сей день, включая иерархическую таксономию и терминологию тренировочных циклов; дифференциацию между общей и специальной спортивной подготовкой; изменения в объёме и интенсивности упражнений; основные подходы к краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному планированию и т.д. Было бы нереально ожидать, что все идеи, предложенные более пяти десятилетий назад, останутся по-прежнему применимыми и сегодня.

Еще одно обстоятельство должно быть принято во внимание. Как видно из предыдущих разделов, основы традиционной теории спортивной тренировки были сформулированы, в основном, в СССР. В то время эта теория стала универсальной и монополизировала методологические подходы к любым научным исследованиям и планам подготовки спортсменов.

Такая идеологически зависимая атмосфера дискуссий не очень способствовала выражению критических мнений в адрес концепции, поддержанной официальными властями. Тем не менее, в конце 1970-х годов критические замечания появились. Основная критика была направлена на центральную идею теоретической концепции — периодизацию процесса подготовки спортсменов.

Со временем появились действующие примеры планирования и составления тренировочных программ в ключе традиционной схемы периодизации, и её недостатки были отмечены как творчески настроенными тренерами, так и аналитиками. В результате критические замечания стали публиковаться с конца 1970-х годов и публикуются по настоящее время (табл. 5).

Таблица 5. Краткое изложение сути критических замечаний в адрес традиционной теории периодизации спортивной тренировки

Оцените статью
Спорт и ЗОЖ